15.04.2016
Четверть участников исследования Global KM Report 2015 года считают, что рост компетентности КМ профессионалов повысит удовлетворенность результатами КМ программ.
Теги: KM компетенции • лучшие практики • стратегия управления знаниями
А 15% респондентов уверены, что для этого необходимо также лучше обучать сотрудников работе с КМ инструментами.
13-15 апреля 2016 в Корпорации Росатом состоялся третий международный форум «Интегрированные решения в области управления знаниями для сообществ ученых, инженеров, операторов» (Rosatom Knowledge Management Forum).
В рамках форума прошло секционное заседание «Модель компетенций по управлению знаниями». Провели заседание директор образовательных программ бизнес-школы Университета Лондона (Royal Holloway-University of London) A. Jashapara и декан физико-технического факультета НИЯУ МИФИ Г.Тихомиров.
Среди докладчиков секции были руководители и представители около 20 компаний и организаций (в том числе несколько ВУЗов). В их числе Фонд поддержки системного проектирования, стандартизации и управления, Высшая школа менеджмента СПбГУ (доклад «Психологический и профессиональный портрет специалиста по управлению знаниями»), Новосибирский государственный университет, «Мастерская Олега Замышляева» (доклад «Создание системы обмена лучшими практиками как инструмента обмена знаниями и развития компетенций в области управления знаниями»), НИУ ВШЭ, НИЯУ МИФИ, АНО «Корпоративная Академия Росатома», Аэропорт Домодедово, КМ Альянс, ФБУ «НТЦ ЯРБ», Учебно-научный центр АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро» (доклад «Модели реализации компетентностного подхода при создании системы управления знаниями на промышленном предприятии (опыт АО «РПКБ»), Университет ИТМО.
С докладом «Моделирование компетенций в области управления знаниями (на примере российской организации) выступила эксперт и бизнес-коуч по управлению знаниями Мария Мариничева.
Компетенции в области управления знаниями (КМ компетенции) – способность профессионалов управления знаниями разрабатывать и реализовывать стратегические и тактические задачи управления знаниями в организации. С другой стороны, это навыки и умения сотрудников компании, позволяющие им успешно участвовать в КМ проектах и программах.
Поэтому компетенции в области управления знаниями тех и других чрезвычайно важны для успеха КМ проектов и программ в компании. Анализ таких компетенций (наряду с множеством других показателей) включается во все диагностические и аналитические исследования. Проекты и программы по управлению знаниями в компании не могут быть успешны при низком уровне соответствующих компетенций профессионалов и персонала компании.
22% участников исследования Global KM Report 2015 года (в котором приняли участие 729 компаний из 56 стран) отметили, что улучшение компетентности КМ профессионалов могло бы повысить уровень удовлетворенности результатами КМ программ. А 15% респондентов исследования считают, что для повышения степени удовлетворения итогами КМ программ необходимо лучше обучать сотрудников работе с инструментами управления знаниями.
Специфические задачи управления знаниями в каждой компании связаны с ее стратегией в этой области. Компетенции КМ профессионалов и сотрудников компании определяются стратегическими и тактическими задачами управления знаниями. При всем разнообразии содержания стратегии и тактики управления знаниями в компаниях, КМ профессионалы обычно выполняют несколько (или все пять) основных ролей: Архитектор, Аналитик, Наставник/Фасилитатор, Навигатор, Коммуникатор.
Например, в АНО Оргкомитет Сочи 2014 стратегия управления знаниями определялась как процесс создания условий для научения на опыте и знаниях предыдущих оргкомитетов для сокращения рисков на всех этапах подготовки и проведения Игр. Ввиду масштабности задач сотрудники бизнес-направления «управление знаниями» выполняли все пять ролей. Задачи и роли КМ руководителей и КМ специалистов, разумеется, различаются, равно как и их компетенции.
Роли, функционал и соответствующие им компетенции КМ профессионалов обычно отражены в необходимых КМ компетенциях персонала компании. Так, например, роли КМ профессионалов бизнес-направления «управление знаниями» АНО «Оргкомитет Сочи 2014» «АРХИТЕКТОРЫ» соответствуют, в частности, их компетенции «умеют разрабатывать базы знаний», «умеют организовать работу Сообщества Практиков», «способны разработать процесс обучения на предыдущих Играх». Сотрудники организации в этой связи обладают следующими компетенциями: «могут активно использовать базы знаний», «умеют использовать опыт Сообщества Практиков» и «способны самостоятельно пройти обучение на предыдущих Играх».
Наболее простой и вполне оптимальный способ формирования и развития КМ компетенций сотрудников компании – Knowledge тренинги. Knowledge тренинги – обучающие, развивающие и PR мероприятия, нацеленные на освоение навыков и умений и приобретение компетенций, позволяющих выполнять стратегические и тактические задачи управления знаниями компании. Содержание Knowledge тренингов зависят от периода времени на кривой изменений при реализации задачи управления знаниями.
Knowledge тренинги подразделяются по их задачам, по содержанию, по формату, по составу участников, по продолжительности. Проведение разнообразных Кnowledge тренингов обычно входит в компетенции КМ профессионалов компании.
Компетенции в области управления знаниями необходимо анализировать, оценивать и развивать. Компетенции КМ профессионалов могут быть оценены по одной из методик оценки успешности проекта (процессов) управления знаниями. КМ компетенции сотрудников оцениваются с помощью диагностических тестов.